Рисование в этом возрасте один из видов творческой деятельности, наряду с
лепкой из пластилина, глины. Кроме того, это пока еще новый вид
деятельности и именно за счет своей новизны и необычности рисование
может стать отличным средством занятии и отвлечь ребенка о неприятной
ситуации (конфликт с братом, прием лекарств и др.) Рисование может
помочь ребенку справиться с негативными эмоциями (гнев, обида). К тому
же, рисуя, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику,
способность ориентироваться в транспорте, а также тренирует
интеллектуальные навыки. Таким образом, свободное от рекомендаций
взрослого, «стихийное» рисование будет способствовать как самовыражению
ребенку (к концу периода раннего детства), так и эффективному его
развитию. К трем годам рисование для малыша может стать способом
построения собственной картины мира.
Все дети начинают творческую деятельность с каких-либо
черточек, линий. Малыш начинает производить карандашом какие-то
закорючки, загогулины - это период хаотических каракулей. У годовалого ребенка движения глаз не скоординированы с
движением руки. На его рисунке ни одна линия не повторяется дважды.
Ребенок еще не способен ее дублировать. Самое главное для него –
оставить свой след на листе, на асфальте, в книге (которую читает мама),
который сообщит всему миру: «Я тоже здесь был». Очень часто маленький
ребенок, чтобы завладеть вниманием мамы или старшего ребенка, рисует в
их книгах и тетрадях. От одного года до двух лет ребенок начинает «целенаправленно
оставлять следы своего присутствия в этом мире». Совершенствуется
зрительно-моторная координация. Ребенок уже может управлять своей рукой и
следить за результатом своей работы. Иногда он рисует целые серии
похожих друг на друга каракулей, утверждая, что это он пишет письмо или
«рисует буквочки». В 2 – 2,5 года ребенок обнаруживает, что у листа бумаги есть
границы. Теперь его линии не «вылезают» за край листа. Линии могут
следовать вдоль краев листа, огибать углы. Ребенок уже может учитывать
границы той ситуации, в которой разворачиваются действия. В рисунке
ребенок выражает себя, свое эмоциональное состояние и отношение.
Взрослым необходимо помочь ребенку исследовать структуру
пространства, тогда в более старшем возрасте ребенок будет более
эффективно использовать пространство рабочего стола, тетради. А это
немаловажный фактор, обеспечивающий успешность в обучении. Для стимуляции умения ориентироваться в пространстве рабочей
площади взрослый может предлагать ребенку для рисования бумагу
различной величины и формы. Желательно обращать внимание малыша на
размер листа. Но взрослый не должен руководить: водить рукой ребенка,
давать точные указания, - тогда малыш сам научится располагать свои
«каляки-маляки» на всем листе. В этом возрасте малыш начинает понимать,
что закорючки на листе бумаги, произведенные им, на что-то похожи, они
что-то обозначают. Только после трех лет (примерно между 3г.6мес. и 4 годами)
ребенок начинает воспринимать пространство листа как пространство мира:
тогда под ногами нарисованных персонажей прорисовывается линия земли, а
над головами – линия неба в виде нескольких облаков или длинной стаи
птиц. Конечно, не все дети одного и того же возраста осваивают рисование
одновременно: некоторые из них к трем годам только-только научаются
держать карандаш в руках, а некоторые рисуют уже сложные сюжеты. Некоторые дети, начиная рисовать, уже знают, что у них
получится, то есть рисуют по замыслу, некоторые рисуют потому, что у них
возникла такая потребность, иногда дети используют рисование как способ
общения со взрослым. Рассматривая рисунки малышей, желательно не давать оценку
их работе, называя ребенка «Молодец» или «Умница», а поддержать
мотивацию к рисованию. Лучше просто озвучить то, что нарисовано малышом:
«Да, вижу. Вот кружок. А тут палочка. А на что это похоже? Скажи…» Если
ребенок постарше, высказывание взрослого может быть таким: «Зайчик
нарисован. Ушки у зайчика длинные-длинные. Глазки. Морковка у зайчика…»
Этот вариант «обратной связи» взрослого способствует развитию речи
ребенка, повышению его самооценки, стимулированию развития мышления. Для того, чтобы поддержать интерес ребенка к изобразительной
деятельности, взрослые должны учитывать и использовать потребность
детей в исследовательской деятельности. Так как дети любят исследовать
окружающий мир, экспериментировать с различными предметами, можно
поощрять их к тому, чтобы они рисовали на влажном песке, чертили на
подсыхающей глине, оставляли следы зубной пасты, мыльной пены на
зеркале, на стенах в ванной комнате. Это будет способствовать сенсорному
развитию малыша, знакомству с формой, цветом, размеров предметов. Можно создать для ребенка уголок, где он будет рисовать.
Здесь должны быть тонкие и толстые фломастеры, простые и цветные
карандаши, восковые мелки, мел, краски и др. Для получения нового
сенсорного опыта ребенку необходимо попробовать рисовать различными
предметами на различных поверхностях с использованием различных техник:
рисование штампами, тампонами, кисточками, пальчиками, ладошками,
ступнями ног, рисование манкой, песком и др. Если у ребенка есть
мольберт, он может научиться «рисовать стоя». В этом случае он будет
иметь возможность посмотреть на свой рисунок с любой позиции, под любым
углом, будто «другими глазами». Пусть ребенок познает мир. Пусть получает удовольствие от
работы с красками. Пусть он будет хозяином, волшебником, превращающим
чистый лист бумаги в сказочный мир. сильная Украина http://silnaukraina.dn.ua здесь вы узнаете, как вступить в партию партия сильная украина Отличный сайт turnatur.ru Горящие туры и путевки в любой уголок мира. Самые вкусные путевки по оптимальным ценам. Хороший каталог туров на любой сезон
Понравился материал нажми на кнопочку
Обсудить материал на форуме
|