Первый год школьной жизни – это резкий и сложный переворот всего
привычного состояния ребенка. Ребенок попадает в абсолютно новую среду.
Поэтому очень важно, чтоб ребенок психологически был готов к школе.
Предлагаем вашему вниманию художественную зарисовку, сделанную от лица
первоклассника, и последующий комментарий психолога.
Первый день в школе глазами первоклассника
Я
видел, как мы играемся во дворе, и солнышко светит. Я побежал и упал, а
мама говорит мне: «Вставай, малыш!» Я сижу и греюсь на солнышке, не
встаю, мама повторяет: «Вставай, в школу пора!» Я просыпаюсь. Ах да!
Сегодня же в школу! Сон как рукой сняло. Мама была в бигудях, а папа
искал свой носовой платок. Мама скомандовала:
– Давай умывайся, чисти зубки хорошенько, и иди завтракать, а то мы уже опаздываем.
Я
послушно побежал в ванную. Меня била приятная дрожь – сегодня наконец
начнется эта школа! Я одену свой красивый синий костюм и новые туфли,
которые папа мне заказал на 1 сентября. Мама собрала мой рюкзак – я от
него не мог отвести глаз! Такой красочный, с любимой машиной и надписью
стритрейсера. Мама говорит, что он ортопедический, я не знаю, что это
такое, и зачем мне он такой, но он мне очень нравится. Обстановка с утра
немного нервная. Мама гладит мои брючки, и я одеваю носки, а потом
горячая ткань брюк приятно окутывает мои ноги. Рубашка, пиджак,
маленький галстук – я совсем как взрослый. Я школьник! Осталось одеть
туфли и взгромоздить на спину рюкзак. Я позавтракал, заглянул в тайне от
взрослых в свой новый портфель – чего там только не было! И пенал с
кучей открывающихся отделов, и ручки разных цветов, и тетради и даже
одна книжка – новенькая, блестящая – от нее пахло деревом… все готово.
Папа помог мне просунуть руки в лямки ранца.
– Ого, какой он тяжелый! – я не ожидал, что такой красивый рюкзак может так сильно тянуть плечи.
Я
не мог дождаться того момента, когда мы выйдем. Папа уже был собран и
стоял в прихожей. Мама докрашивала один глаз и говорила, что она почти
готова.
Ну, ясно – папа устал ждать, - в общем, мы тебя внизу
ждем. Мы вышли. Сегодня особенный день – и мама такая красивая, и даже
папа не пошел на работу. А я иду в школу.
Мама спустилась – я не
мог на нее наглядеться! Шел противный дождь и мама была с зонтиком и с
букетом, который со вчерашнего дня стоял у нас в вазе. Мы двинулись –
школа находилась в двух домах от нашего. Вот мы дошли, вошли в школьный
двор. Мне сразу не понравилось, что столько людей толпилось там – все
шумели, кричали, спрашивали. Были и взрослые, и такие как наш сосед
Борька (он старшеклассник), и дети, и родители, и все они – незнакомые
люди. Мама что-то спрашивала. Куда-то пробиралась сквозь толпу и в конце
концов и очутился между бантами одной девчонки и шуршащим букетом
какого-то мальчишки. Мне совсем здесь не нравилось. Вокруг – спины
взрослых людей, мама недалеко с камерой в руках, папа отошел курить и
помахал мне рукой. Потом какая-то улыбающаяся тетя громко сказала: «А
теперь Б класс!» Мама подтолкнула меня и сказала:
– Иди, не спи!
Как
иди? Куда? За этой незнакомой тетей? Все дети двинулись. Мне всучили
руку этой девочки с бантами, букет перевешивал и постоянно падал,
выкручивая мне руки. Зачем он мне? Нас повели куда-то. А как же мама?
Мама!!...
Нас
завели в какое-то помещение, где стояли столы и стулья. Тетя сказала
садиться всем за парты. Она сказала, что она наша учительница и ее
как-то длинно зовут. Вдруг зазвенел какой-то страшный звонок, и
учительница пояснила, что по этому звонку начинается и заканчивается
урок, и мы можем или выходить на перемену или уже садиться за парты. Я
ничего не понял – почему по звонку, что такое перемена, зачем нам
садится, если я хочу стоять и вообще, где мама?!
Мне хотелось
плакать. И это та самая школа? Я не мог поверить. Так горько мне никогда
не было, разве что, когда прощался с Верой Паллной из детсада – тогда
тоже хотелось плакать. Учительница что-то спрашивала, говорила, а мне
было не интересно. Я встал и хотел выйти за дверь, чтоб найти маму.
Ты куда? Звонка еще не было. Посиди, подожди, скоро все пойдете на перемену – учительница улыбнулась.
Я вернулся на место, и уткнулся в руки на столе. Как же так!
Как
прошел этот ужасный день, я не помню. Пришлось испортить тетради своей
писаниной, съесть 2 бутерброда, которые мне мама дала с собой. Вокруг
бегали незнакомые дети. Наконец мы стали спускаться по лестницами вышли
на улицу. Свобода! И мама! И подбежал к ней, уткнулся в юбку и
расплакался
– Мама! Я больше никогда не пойду в школу!
Мама испугалась и улыбка исчезла с ее лица:
– Тебя кто-то обижал? Что там случилось, почему тебе не нравится?
Я
не мог ответить. Мама подошла к учительнице, которая стояла в плотном
кольце из других родителей, послушала что-то и осталась спросить, как я
себя вел. Улыбчивая учительница сказала, что все хорошо, только посреди
урока почему-то мне вздумалось выйти из класса. Мама сверкнула на меня
глазами:
– Ты почему учительницу не слушаешься?
– Я слушаюсь, я просто хотел тебя найти…
Я хотел поскорее уйти отсюда и больше никогда не возвращаться.
Я еще не знал, что этот кошмар будет продолжаться изо дня в день очень-очень долго…
Комментарий психолога
Первый
год школьной жизни – это резкий и сложный переворот всего привычного
состояния ребенка. Следующий по силе переворот произойдет, скорее всего,
когда он будет заканчивать школу и думать: «А что дальше?» Ребенок
попадает в абсолютно новую среду. Детский садик, который был
необязательным и уже привычным, остался позади. Впереди – строгое
начальное образование. Уровень детей, поступающих в 1 класс различен, и
учитель ставит разные задачи. Поэтому очень важно, чтоб ребенок был
готов к школе. Готовность школе, в частности, определяется:
• умением занимать позицию общения «под» (учитель-ученик), • умением понимать и выполнять поставленные задачи, • умением соблюдать режим, • готовностью личностно-мотивационной сферы.
Т.е.
время, когда все структуры мозга созрели, и психические процессы
(внимание, мышление, воображение, сознание, восприятие, память, речь)
готовы к усвоению новой информации в новом формате. Если ребенок не
готов к школе – пусть погуляет еще годик. Ему надо наиграться вдоволь,
подготовиться к новой жизни в школе. А то он будет это делать вместо
учебных занятий, т.к. они ему будут неинтересны, у него другая
деятельность.
Огромное множество причин и факторов влияют на адаптацию ребенка в школе. Это, например:
• Неблагополучие в семье – пьющие семьи, семьи наркоманов, малообеспеченные семьи. • Полученные травмы, задержка в развитии, хронические болезни. • Неготовность ребенка к школе: не готовность психических процессов: мышление, внимание, восприятие, воображение и т.д.
Самый
сильный и важный фактор, который поможет ребенку при его успешной
готовности к школе – ваше общение, умение наладить контакт с ребенком, а
именно:
1. Объяснить, что такое школа, образование, и для чего оно нужно в общем. 2.
Ведь школа – это государственное учреждение, со своими правилами,
дисциплиной, режимом. Ребенку придется в него встраиваться. Но с вашей
поддержкой это сделать ему будет гораздо легче. 3. Рассказать
«школьный уклад» - кто такая первая учительница, как вести себя в
классе, что такое класс, перемена, кто такие дети вокруг.
Чем
доскональнее вы опишите, тем, возможно, больше снизите тревожность
ребенка по поводу новой обстановки. Это взрослым кажется, что и так все
ясно. Но взрослые это знают, а дети пока еще нет.
• Важно узнать,
что чувствует ребенок. Возможной защитной реакцией может быть гнев,
раздражение. Лучше поговорить с ребенком «по-взрослому»: узнать, что
конкретно его злит, чем он недоволен, и что можно с этим сделать.
Помогайте ребенку высказывать чувства в общении с Вами. Так меньше
вероятности, что он даст волю накопившимся чувствам в какой-нибудь
непредвиденной ситуации, например, в провоцировании слабого.
• Не
стоит всегда принимать сторону учителя, т.к. вы рискуете потерять
доверие ребенка. Взрослый не всегда прав, и ребенок это тоже имеет право
знать. Так он сможет не боятся учителя, просто делая то, чего от него
требуют, а сам будет интересоваться, включаться в деятельность, не
боясь.
• Наверное, лучше узнать, как ребенок разобрался в
материале, что он понял из него, и как может применить в жизнь, а не то,
какую оценку поставил учитель. Так он будет ориентироваться на изучение
материала, а не на субъективное оценивание учителя. Учителя меняются, а
знания остаются.
Слушайте, что Вам говорит ребенок,
интересуйтесь вместе с ним. И Вам удастся избежать дальнейших проблем в
образовании. Ребенок будет знать, что у него всегда есть хорошая
поддержка в лице мамы, папы, бабушки – просто близкого человека. И ему
не надо будет тратить усилия на достижение комфортного состояния, а все
силы пойдут на обучение и интерес к предметам.
Выделенный сервер Vds— вид хостинга, при котором клиенту целиком
предоставляется отдельная физическая машина (в противоположность
виртуальному хостингу). Обычно используется для запуска приложений,
которые не могут сосуществовать на одном сервере с другими проектами или
имеют повышенные требования к ресурсам.
6-ой Международный варганный фестиваль. С 16 по 19 сентября 2010 в венгерском городе Кечкемете пройдет 6-ой
международный варганный фестиваль. Параллельно с ним будет проходить
первый виртуальный фестиваль варгана, стирая границы между игроками и слушателями!
Понравился материал нажми на кнопочку
Обсудить материал на форуме
|