В силу объективных причин разработать единые подходы к профилактике и лечению детей
из группы ЧДБ невозможно. Это обусловлено индивидуальными особенностями
этиологии и патогенеза в каждом конкретном случае. Мы остановимся на
общих принципах лечения и реабилитации часто и длительно болеющих
детей.
Режим дня.
У всех детей из группы ЧДБ имеются различной степени выраженности
нарушения деятельности вегетативной и центральной нервной систем, в
связи с чем, они нуждаются в строгом соблюдении режима дня и большей
продолжительности сна (по возможности на 1-1,5 часа по сравнению со
сверстниками) для восстановления сил. Все дети, но особенно склонные к
повторным ОРЗ, должны ежедневно гулять на свежем воздухе.
Продолжительность прогулок зависит от состояния ребенка и погодных
условий. Естественно не следует тащить его на улицу во время грозы или
в метель, но даже в дождливый день можно использовать дорогу домой из
садика или школы в качестве прогулки при условии соответствующей
одежды. В противном случае ребенок рискует провести в помещениях
несколько месяцев в году, что обязательно скажется на его иммунной
системе не лучшим образом.
Рациональное питание.
Пища должна быть богата полноценными белками, витаминами и
минералами. «Быстрые» углеводы (конфеты и другие сладости) следует
ограничивать, так как злоупотребление ими приводит к резким колебаниям
сахара в крови и повышенной возбудимости центральной нервной системы.
Важный момент – исключение или ограничение содержания в рационе
потенциальных аллергенов
в зависимости от аллергологического анамнеза, в первую очередь
продуктов, содержащих красители, консерванты и другие химические
добавки. Пища должна быть максимально натуральной, легко усвояемой и
соответствовать возрасту ребенка (если десятилетний ребенок может на
завтрак съесть бутерброд с натуральной колбасой, то для
двух-трехлетнего малыша это недопустимо).
Благоприятная психологическая атмосфера.
Не секрет, что длительные стрессы отрицательно сказываются на
здоровье человека и дети не исключение. Зачастую родители не
догадываются о тяжелом психологическом состоянии собственного ребенка,
списывая особенности его поведения на избалованность, перевозбуждение,
плохой характер. Спровоцировать развитие невроза и депрессии (встречается даже у детей до года!) может все, что угодно, но самыми частыми причинами становятся следующие: конфликты в семье
или со сверстниками, развод родителей, смерть или тяжелая болезнь
близкого человека, отрицательное отношение к ребенку воспитателей в
детском саду или учителей в школе, рождение еще одного ребенка.
Последняя причина очень часто является пусковой: старший ребенок
подсознательно стремится заболеть, пытаясь таким образом обратить на
себя внимание родителей и получить «дополнительную порцию» любви и
заботы. Поэтому если Ваш малыш начал слишком часто болеть, в первую
очередь проанализируйте, что изменилось в его окружении, как обстоят
его дела вне дома. Во многих случаях не лишним будет обращение за
помощью к психотерапевту.
Мой старший сын первый год своего пребывания в детском саду очень
много болел. Первые месяцы я сильно не волновалась, относя это к
естественной адаптации и наработке иммунитета, но когда спустя полгода
проблема продолжала оставаться такой же острой – начала искать причину.
Выяснилось, что одна из воспитательниц прибегала к недопустимым
«воспитательным» мерам – она заставляла малышей часами стоять в углу за
малейший поступок, расходящийся с ее пониманием хорошего поведения.
Естественной реакцией стал немедленный перевод в другой садик, после
чего ребенок сразу перестал болеть.
Общеукрепляющие мероприятия: массаж, занятия физкультурой,
дыхательная гимнастика, закаливание. Рекомендуются курсы общего массажа
2-4 раза в год. Дыхательная гимнастика повышает функциональную
активность слизистой оболочки органов дыхания и местный иммунитет,
способствует улучшению вентиляции легких и обеспечения организма
кислородом. Закаливание должно проводиться с соблюдением двух главных
принципов: систематическое выполнение процедур и постепенное
наращивание нагрузки. Лучше всего подойдет контрастный душ, при этом
начинать закаливание следует на фоне здоровья и увеличивать разницу
температуры воды очень постепенно. На время болезни процедуры следует
прервать, вернувшись к ним в период выздоровления с более высокой
температурой воды, чем до болезни. Контрастное закаливание ускоряет
процесс созревания системы терморегуляции и снижает чувствительность
организма к перепадам температуры и влажности внешней среды.
Фитотерапия при грамотном применении дает у большинства
детей из группы ЧДБ очень хороший результат. Единственный случай, при
котором ее следует использовать с осторожностью - отягощенный
аллергический анамнез. Отвары и настои трав применяются как местно –
для ингаляций, промывания полости носа, полоскания рта и зева, так и
внутрь.
Медикаментозная терапия (направленная на профилактику повторных ОРЗ).
Витаминотерапия (по статистике снижает заболеваемость на
30%). Сиропы и капли отличаются лучшей усвояемостью. Особенно важны
витамины С и А. Превышение возрастных дозировок не повышает
эффективность терапии, но может спровоцировать аллергическую реакцию,
привести к гипервитаминозу и поражению внутренних органов.
Адаптогены – препараты преимущественно растительного и
животного происхождения, повышающие сопротивляемость организма
неблагоприятным факторам внешней среды и инфекциям. К ним относятся продукты пчеловодства (маточное молочко, цветочная пыльца, прополис),
экстракты растений (элеутерококк, женьшень, лимонник, эхинацея),
пантокрин (препарат животного происхождения). Следует иметь в виду
наличие противопоказаний!
Метаболические препараты – группа разнородных лекарственных средств, стимулирующих обменные процессы: калия оротат, ретаболил, карнитин, магне-В6. Особенно показаны детям с задержкой физического развития, при дефиците веса и выраженных симптомах астении.
Иммунокорректирующая терапия. Иммунокорректоры –
неоднородная по химическому строению, происхождению и воздействию на
параметры иммунитета группа препаратов, требующая очень серьезного и
взвешенного подхода при назначении. К иммунокорректорам относятся
препараты тимуса и костного мозга; препараты микробного происхождения
(бактериальные лизаты, липополисахариды микроорганизмов, мембранные
фракции микробов); интерфероны (альфа и бета); индукторы эндогенного
интерферона (амиксин, циклоферон, полудан); неспецифические
иммуномодуляторы (левамизол, дибазол, метилурацил и др.). Я убеждена,
что решение о необходимости их применения, выбор конкретного препарата
и режима дозирования должен осуществлять квалифицированный иммунолог
после тщательно собранного анамнеза и получения результатов
иммунограммы ребенка. В противном случае существует высокий риск
развития осложнений: усиление дисбаланса иммунной системы, увеличение
риска развития онкологических заболеваний у предрасположенных к этому
детей, повышение выработки иммуноглобулина Е у ребенка-аллергика,
усиление иммунологической толерантности к врожденной вирусной инфекции,
активизация бактериальной флоры (возможно при назначении производных
пиримидинов: метилурацил, пентоксил на фоне текущего инфекционного
процесса). Единственная группа, которую можно без особых опасений
применять в педиатрии – интерфероны для интраназального и ректального
введения. Препараты обладают противовирусной, иммуномодулирующей и
противоопухолевой активностью и за исключением случаев индивидуальной
непереносимости крайне редко вызывают развитие побочных эффектов.
Курительные миксы Jah rush оптом по выгодным ценам на сайте neobotanic.ru Курительные смеси оптом
Студия интерьера Art-КБ предлагает услуги по созданию дизайн интерьера квартиры, дома, комнаты. Дизайн проект детской комнаты. дизайн проект квартиры