Часто утверждают, что характер ребенка и умственные способности формируются
уже в три года, так ли это на самом деле?
На самом деле характер и умственные способности, способности к учебе – это те
понятия, которые относятся к разным сферам. В этой связи мы рассмотрим вкратце
вопрос о характере и больше остановимся на способностях.
Исследования формирования темперамента либо характера показывают, что это
врожденная особенность, которую ребенок приобретает уже с самого рождения, а не
с трех лет. Однако сам процесс познания (либо контроля, управления) характера
длится на протяжении всей жизни и начинается с самого рождения. К примеру, тем
детям, которым по душе порядок, предсказуемость и которым сложно воспринимать
что-то новое, следует с детства учиться справляться с жизненными изменениями.
Если оставить подобное отношение ко всему новому без внимания, то в последствии,
в будущем, когда ребенок вырастет, он может рассматривать мир и окружающую его
среду как нечто неопределенное и небезопасное. То же самое касается и детей с
другим темпераментом: чем больше они будут изучать его и учится контролировать,
тем гибче и гармоничнее они будут.
Для того чтобы рассмотреть способности ребенка к обучению и познанию,
следует, прежде всего, рассмотреть ряд других факторов. Нам известно, что
умственные способности новорожденного развиты не в полной мере, они продолжают
активно развиваться на протяжении первых лет. На развитие этих способностей
оказывают влияние не только биологические факторы, но и экспериментальные
факторы и факторы окружающей его среды. Нам известно, что сильный стресс (как в
принатальный, так и постнатальный период) способен сказаться как на развитии,
так и формировании умственных способностей ребенка.
Нам также известно, что существует связь между эмоциональным и когнитивным
развитием. Детям необходимо чувствовать себя в безопасности, им необходима
любовь и доверие для того, чтобы обратить внимание на интеллектуальные познания.
Если же ребенок вынужден тратить все свое время на то, чтобы выработать некое
чувство доверия в окружающем мире, у него не остается уже энергии для того, что
заняться непосредственно его познанием (трогая все руками, совершая открытия,
которые так необходимы для развития умственных способностей). Ребенку в то же
время необходимо чувствовать себя в безопасности в мире для того, чтобы
отважится на познание новых вещей.
Первые три года жизни ребенка очень важны с точки зрения его личностного
развития. Именно в этот период у ребенка складывается представление о нем самом
как о способном к изучению человеке. Однако мы не можем утверждать, что
способности к учебе, познанию определяются уже к трем годам либо к 6 годам.
Как же можно родителям поддержать интерес ребенка к познанию в первые
три года?
Нужно помнить о том, что в первые годы жизни ребенку необходимы внимательные
и терпеливые родители. В первый год жизни дети должны осознать, что их
эмоциональные и физические потребности будут удовлетворены родителями. Им
необходимо понять, что они способны повлиять на окружающий их мир («я улыбаюсь и
окружающие, которым я посылаю улыбку ответят мне тем же» либо «я заплачу и
кто-то обязательно поможет мне»). Дети нуждаются в родителях, которые бы могли
расшифровывать их звуки, характер плача и т.д. и отвечать на их такую форму
общения, которые бы могли уделить им достаточно времени и внимания.
У детей должна быть возможность активно познавать мир. Малыши узнают мир
через прикасание к предметам, кусая их, осязание, слух, обоняние. Они учатся
познавать мир через действия, эксперименты. Они познают мир через отношения тех
людей, которые заботятся о них. Родители ответственны за создание безопасной
среды и безопасных вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за
определенный контроль и внимание.
Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а
также и ошибки. Поскольку дети еще не осознают в полной мере, к чему может
привести их тот или иной эксперимент, родителям стоит направлять их и объяснять,
почему что-то лучше не делать.
Детям необходим кто-то, кто бы защищал их, был на их стороне, особенно в
первые годы, когда им трудно выразить их чувства в полной мере. Родители должны
стремиться создать такую обстановку, которая бы способствовала развитию
ребенка.
Понравился материал нажми на кнопочку
Обсудить материал на форуме
|