Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм
проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с
окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до 3 лет.
Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение
за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение,
развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до
конца, но среди возможных вариантов выделяют окружение, условия жизни и
отношение родителей к ребёнку.
В 1912 году швейцарский психиатр Юджин Блойлер впервые
применил термин «аутизм» в одном из английских медицинских журналов. Тогда под
аутизмом он подразумевал трудности, возникающие у больных шизофренией при
общении с другими людьми. В том виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм
был определён позже, в 1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим
поведение одиннадцати малышей со сходными симптомами. В этой статье - о том,
как распознать аутизм у детей раннего возраста и как помочь таким детям.
Симптомы аутизма
Каждому родителю приятно наблюдать
за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на
происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее
их. На самом деле такое поведение детей и родителей - не только проявление
любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят
обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не
стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких
детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует
их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше,
болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько названий, в том числе синдром
Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из таких расстройств классифицируется как
нервное расстройство аутического спектра и отличается лишь некоторыми
симптомами.
Поведение детей,
страдающих аутизмом
Аутизм, развивающийся у ребёнка постепенно, начинает
проявляться в возрасте 15-ти месяцев и полностью формируется к трём годам.
Родители, взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и
играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов:
* Отказ от тактильного контакта с родителями.
* Отсутствие речи к трём годам.
* Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо.
* Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или
не проявляет интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки невербального
общения.
* Малыш не хочет смотреть вам в глаза.
* Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие
что-то.
* Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет
заученный текст.
Многие дети с
аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо.
* Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус,
прикосновение).
* Аутизм может быть как мягким, так и в острой форме. У
многих детей подобные аутизму симптомы появляются после начала учёбы в школе, но
это нормально: малыш привыкает к учёбе, новым людям, школьной атмосфере.
Некоторые дети с тяжёлыми формами аутизма также умственно отсталые.
Аутизм: понять -
значит победить
Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у
каждого ребёнка проявляется неодинаково. Это состояние влияет на жесты,
движения, речь, реакции. Не все дети, больные аутизмом, имеют какие-то
физические проявления этого. Чаще всего аутизм проявляется в изменениях
поведения, например следующих:
* У ребёнка проблемы с общением, вербальным или
невербальным. Это должно натолкнуть родителей на мысль, что у ребёнка есть
нарушения. Развитие речи не соответствует возрасту, ребёнок повторяет слова
монотонно, без всякого ритма.
* Ребёнок демонстрирует одно и то же поведение и общению с окружающими
предпочитает повторять какое-то одно действие.
* У большинства детей аутизм начинает проявляться в возрасте
от года до двух лет.
* Такие дети не играют с другими малышами и предпочитают
всегда расставлять свои игрушки в одном и том же порядке, причём всегда в
зависимости от цвета.
* Дети-ауты не боятся окружающего, но и не хотят менять
ничего в своей жизни. Они настолько поглощены своими ежедневными занятиями, что
перемены кажутся им чем-то неестественным.
* У некоторых малышей аутизм проявляется и в расстройствах
сна.
Помощь, необходимая
малышу, больному аутизмом
Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого
родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому,
воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
* Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не
такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете
обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и
чувствовать себя некомфортно.
* Позвольте маленькому человеку самому составить расписание
прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с
точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить
отклонения в поведении.
* Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок
успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло
вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.
* Помните, что неправильное поведение быстро входит в
привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к
переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с
вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.
* Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его,
иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое
новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.
* Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении
детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием
и психологической помощью.
* Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего
недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной
жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не
против.
|