Кто из взрослых не сталкивался с капризным детским «Не хочу!»? Хорошо понимаю
и сочувствую тем родителям, которых этот возглас способен довести до белого
каления. Но как быть с упрямыми «нехочухами?»
Давайте возьмем классическую ситуацию - «не хочу есть кашу (суп, котлету)!» и
обсудим, как с ней быть. Разумеется, предварительно исключив обоснованные отказы
от еды (ребенок заболевает, недавно поел у бабушки и т.п.). А если проблема
приобретает хронический характер?
Есть хорошее правило: «Не так важно, что происходит, гораздо важнее, как к
этому относишься». Если, услышав «не хочу!», начать настаивать либо скучно,
по-взрослому, доказывать, что каша (суп, котлета) полезна и надо обязательно ее
скушать, можно угодить в лобовую атаку маленького тирана, лишь разогрев этим его
азарт упрямства или спровоцировав «артобстел» в виде истерики. И уж тут никакая
пища впрок не пойдет, а выносливость кормильца-кормилицы подвергнется
жесточайшему испытанию.
Значит, первое, что требуется - сойти с тропы войны (шансы неравны, исход
неблагоприятен). А что там маячит на мирной дорожке?
Сотворчество
Помните, как Дениска Кораблев маялся с ненавистной манной кашей, когда мама
предложила модель «если - то»: съешь кашу, пойдем в Кремль? Чем только не
сдабривал ее: и сахаром, и солью, и хреном... Можно, не дожидаясь подобных
экспериментов, предложить: «Ванечка, как бы нам кашку повкуснее сделать? Как
думаешь, что в нее лучше добавить: изюм или банан?» С учетом выбора (хоть бы он
и состоял в чем-то третьем, если оно имеется в наличии) можно пойти еще дальше:
«Давай я порежу, а ты будешь раскладывать в тарелке, чтобы было красиво».
Сотворчество - превосходный способ увлечь ребенка. Закрепить позитивный
настрой можно, резюмируя: «Кашка так довольна, что ты ее украсил, сама в рот
просится... Последняя ложка осталась, смотри. Она будто говорит тебе «до новой
встречи!». Будем в следующий раз вместе ее готовить, раз у нас так хорошо
получилось?»
А можно подловить «нехочуху» на любви к прекрасному: уложить еду в форме
домика, бабочки, цветка. Держу пари, устоять ему будет трудно, особенно если сам
участвовал в сооружении этой красоты или хоть что-нибудь туда добавил (трубу из
морковки к домику, веточку петрушки - к цветку и др.). Цветок из котлеты гораздо
вкуснее, чем просто котлета, поверьте.
Сюрприз
В самом примитивном исполнении можно использовать новую тарелку с неизвестным
рисунком на ее дне, оговорив, что увидеть его можно только когда тарелка
опустеет. На это «ведется» далеко не каждый «вождь краснокожих». Зато если
анонсировать сюрприз, а потом перевернуть опустошенную в его предвкушении
тарелку, к донышку которой, оказывается, скотчем прикреплена наклейка - это
наверняка вызовет радость.
Да и ту же модель «если - то» можно обновить, показав перед едой письмо от
сказочного героя, которое тот велел прочесть после еды. В этом письме могут
оказаться просто теплые слова, открытка или даже «карта сокровищ», пройдя по
которой, можно отыскать... десерт, например. А вам-то как весело будет наблюдать
или участвовать в поисках!
В некоторых случаях вместо письма может оказаться посылка (например, с новой
книгой, которую ребенок еще не видел). Моей дочке бандероли «слал» Страшила -
любимейший персонаж, который еще и звонил время от времени, справляясь, в том
числе, и об аппетите. Пару лет она была абсолютно убеждена в реальности общения
с ним и до сих пор вспоминает, какая это была радость.
Фантазия
На традиционное «не хочу кашу!» можно ответить вопросом: «А где тут каша? Это
огромный океан, смотри-смотри, какие волны поднимаются. Ух ты, он грозится
потопить весь мир и вызывает померяться силами богатыря, считая, что никто с ним
не справится! Ну-ка, осилишь задаваку?»
На «не хочу суп!» можно придумать сказочную ситуацию об озере (колодце), в
котором хранятся волшебные дары. Каждый, кто их отведает, получает особое
качество: от кубиков картошки - силу, от полосок капусты - смелость, от
колесиков морковки - смекалку и т.п. Не забудьте проверить бицепсы после обеда!
И главное - не забывайте, что у вас фантазии хоть отбавляй, к тому же есть
помощник - дочь или сын, который, может статься, начнет сам вдохновенно
придумывать сюжеты.
Игра заразительна, поскольку возможна лишь при интересе участников. И кто
сказал, что играть можно только в специально отведенное время! Но ведь каждый
раз не будешь цирк устраивать с едой, правда? Можно и по-другому.
Компромисс
Договариваться, приправляя гастрономический сюжет воспитательным, - тоже
неплохо. Например, оговорив количество ложек каши, которые нужно съесть, а
остальное можно оставить. В результате то нечего будет оставлять, то на донышке
останется... У вас же есть глазомер, используйте. И, кстати, не допускайте
шулерства: полложки в рот - не считается, только полная! (если это произносить
со смехом, то возражения последуют крайне редко).
А можно вступать в компромисс с помощью замены посуды.
- Мам, я не хочу суп.
- Хорошо, дочка, тогда я тебе чуть-чуть положу, ладно? Вот в эту мисочку.
Ребенок рад, что его мнение учли, с аппетитом съедает суп, не подозревая, что
там его было столько же, что и в тарелке.
Может, кто-то из особо совестливых взрослых скажет, что это манипуляция. А я
так думаю, что близко к игре в «на равных». Именно так это и воспринимается
«нехочухами». Вот и дочка моя хохочет, вспоминая, какой вкусный суп был в
мисочке, хоть для нее сейчас не секрет, сколько его туда помещалось.
...А куда подевались наши «нехочухи»? Всё съели и исчезли... Да они всего
лишь хотели внимания в той форме, которая предполагает уважение. Давайте уважать
хозяев будущего, чтобы и они этому научились тоже!
Понравился материал нажми на кнопочку
Обсудить материал на форуме
|